Игорь Воеводский о проекте «Туристическая витрина Санкт-Петербурга» 1

Игорь Воеводский о проекте «Туристическая витрина Санкт-Петербурга»

В своей авторской колонке эксперт Российского союза туриндустрии на Северо-Западе, директор агентства путешествий «ЭКЛЕКТИКА» Игорь Воеводский делится впечатлениями по итогам презентаций проектов авторских экскурсий, участвующих в городском конкурсе «Туристическая витрина Санкт-Петербурга 2022».

Оба дня я самым внимательным образом следил за каждым выступлением, во-первых, так как второй год являюсь одним из «менторов», во-вторых, потому что мне это интересно.

На мой взгляд, этот конкурс – прекрасная возможность для экскурсоводов всех поколений «стряхнуть пыль с ушей» и попробовать свои силы. Организация конкурса такова, что позволяет не только разработать и представить свой проект, но и доработать его по рекомендациям специалистов. А если повезёт, то и получить какие-то дополнительные бонусы в виде призовых мест, личных призов от членов жюри, заключения договоров с турфирмами.

Игорь Воеводский о проекте «Туристическая витрина Санкт-Петербурга» 3

В любом случае, дошедшие до финала проекты вывешиваются на городском сайте с комментариями специалистов. По ним проводится голосования за получения приза зрительских симпатий.

Да и просто посидеть два дня в кругу увлечённых, творческих экскурсоводов, получить толчок к новым замыслам — по-моему, замечательно! В этой связи меня удивляет количество участников этого года! Я думал, их будет несколько сотен! Придётся отсекать кого-то. Но конкурсантов было меньше пятидесяти!

Зато выставить свои идеи на суд ценителей смогли и не экскурсоводы вовсе! С одной стороны, некоторые из них несли полную чушь. С другой – люди, не знающие «как правильно», зачастую рождают новые идеи, которые не грех услышать закоснелым «монстрам» туриндустрии!

Что бросилось в глаза?

  • Члены Жюри и «менторы», которые помогали конкурсантам, искренне волновались за участников, были благожелательны абсолютно ко всем.
  • Члены жюри зачастую высказывали противоположные, полярные точки зрения.
  • У каждого был свой подход и своё видение проблемы. Это вполне объяснимо, ведь каждый работает со своими целевыми группами и отталкивается от их вкусов и пожеланий.

Игорь Воеводский о проекте «Туристическая витрина Санкт-Петербурга» 5

Меня, например, мягко говоря «огорчило», что к презентации был допущен проект «Загадай желание в Санкт-Петербурге». Авторы на полном серьезе рассказывают, что загадывать желания нужно по разработанным ими правилам… Естественно, в их ритуалах вандализм: потирание хвостов, клыков, голов, крыльев является обязательным элементом. Я бы предложил городу выставить им счёт за проведение реставрационных работ на Банковском и Аничковом мосту, за будущую реставрацию множества скульптур, разрушаемых язычниками ХХ века. К моему огорчению, несмотря на моё, достаточно эмоциональное, выступление с информацией о том, как губительны эти действия, кое-кто из членов жюри сослался на распространенность этого явления в мире, и экскурсия была признана заслуживающей тиражирования.

Также благосклонно были восприняты и несколько весьма поверхностных проектов.

Впрочем, основные векторы были расставлены правильно.

На мой взгляд, присуждение 1-го места Артёму Даценко за экскурсию «Кронштадт глазами Галины Вишневской» было абсолютно справедливо! Выбран безупречный герой, тема резко отличается всех существующих экскурсий по Кронштадту и явно будет востребованной. Интеллигентность и глубокая проработка темы, артистизм автора выделили его среди других прекрасных проектов. Проект был многократно реализован и имеет множество положительных отзывов.

Игорь Воеводский о проекте «Туристическая витрина Санкт-Петербурга» 7

Проект Дмитрия Козлова «Какие планы» тоже справедливо оказался на втором мете. Профессиональный историк архитектуры сделал великолепные карты-планы для прогулок по Петербургу. Архитектурные стили: и модный модерн, и малоизвестная большинству архитектура конца советской эпохи, и другие могут быть изучены самостоятельно. Ну а с автором карт во-главе – ещё более глубоко. Проект был многократно реализован.

А вот третий проект «Один день в дворянской усадьбе. Бал в усадьбе Марьино» Марии Дмитриевой (при безусловно высоком качестве проработки и исполнения!) участвовал в конкурсе не вполне правомерно. По сути, это не авторская экскурсия, а проект большого успешного частного музея, в организации и проведении которого участвовало множество людей. Получилась конкуренция целого музея и отдельных экскурсоводов. Проект многократно реализован.

А ведь задач конкурса именно в том, чтобы поднять фигуру экскурсовода. Показать, что экскурсовод – не живой аналог аудиогида, а нечто гораздо большее: искусствовед, историк, актер, исследователь, артист разговорного жанра, психотерапевт…

Конкурс вновь проявил яркую проблему конкурирования экскурсоводов, проходящих тестирование, состоящих в определенных отношениях с государством и блогеров, журналистов и других, обходящихся без всего этого.

Игорь Воеводский о проекте «Туристическая витрина Санкт-Петербурга» 9
Елена Леоненкова

Я совсем не против явления в профессию людей со стороны! Это было бы смешно. Во-первых, я сам по образованию – хоровой дирижер, и пришел в профессию после 15-летней работы дирижером и школьным учителем. Во-вторых, на мои курсы экскурсоводов регулярно приходят учиться художники, психологи, журналисты, актеры, технари… И многие из них уже более десяти лет успешно водят экскурсии. Около десяти выпускников прошлого учебного года уже стали успешными экскурсоводами.

Я против нечестной конкуренции. Согласен, что для проведения одной экскурсии в год известным историком, архитектором, актером, журналистом… аттестация необязательна. (Я, например, за последние 30 лет несколько раз писал письма директорам Эрмитажа, ГМЗ «Царское Село» с просьбой разрешить мне провести экскурсию без соответствующей лицензии. И получал эти разрешения.) Но если человек регулярно зарабатывает на экскурсиях, почему он должен иметь какие-то привилегии, по сравнению с теми, кто зарабатывает только экскурсиями?

Однако вернемся к проектам. К сожалению, из-за болезни свою экскурсию не представила на питч-сессии Мария Родина. Потомственная художница, выпускница Академии художеств, иконописец, чьи работы представлены в Казанском соборе, она представила уникальнейший проект «Собор – как камертон эпохи». Известные всем храмы Петербурга она представила совершенно иначе, чем это делают все. Большинство подобных экскурсий сводится либо к архитектурному, либо – религиоведческому аспекту. Здесь же был глубокий культуроведческий анализ, позволивший представить каждый храм и сам по себе, и как символ, эталон эпохи. Мне этот проект известен не только как ментору, которому он достался. Экскурсия с успехом проводится АП «ЭКЛЕКТИКА».

Игорь Воеводский о проекте «Туристическая витрина Санкт-Петербурга» 11
Алёна Виконская и Николай Иванов (жюри)

Очень порадовал проект Алёны Виконской «Мур-мурные прогулки по Санкт-Петербургу». Прекрасно построенный и, безусловно, привлекательный для детей с родителями маршрут. И сама Алёна, безусловно привлечет и увлечет детей своей искренностью, эмоциональностью и открытой улыбкой.

Великолепный по проработанности и востребованности проект представила Светлана Канаева «Памятник тщеславию, или Гибель Чёрного консула». Глубокое знание жизни в Петербурге Эмира Бухарского, помноженное на возможность походить по интерьерам его дома на Каменноостровском проспекте делает экскурсию очень привлекательной. На сколько мне известно, проект имеет множество положительных отзывов.

Особое внимание заслуживает проект «Александры Антоновой» «Обводный: темное прошлое и светлое будущее». Выбран малопосещаемый экскурсантами район Петербурга и раскрыт всесторонне, многогранно. Раскрыт интересно, с неожиданными сюжетами, с перемещениями из века в век. И самое приятное: положительный вектор, так остро необходимый всем нам сейчас. Александра рассказывает не только о прошлом и нынешнем, но и о проектах на будущее. Проект также был реализован в АП «ЭКЛЕКТИКА» и также имеет множество положительных отзывов.

Игорь Воеводский о проекте «Туристическая витрина Санкт-Петербурга» 13

Мне показались интересны глубокой проработкой темы проекты Татьяны Тикуновой «Литературная прогулка с аудиовставками «По следам героев «Ангеловой куклы» Эдуарда Кочергина» и Евгении Смыковой «Санкт-Петербург в кино. Майор Гром». Но жюри справедливо отметило очень узкую целевую аудиторию, то есть очень слабую коммерческую составляющую обоих проектов. Фильм почти никто из присутствующих не смотрел и книгу, увы, не читали. Хотя Эдуард Кочергин должен быть на слуху у петербуржцев.

Отлично сделаны, многогранны и успешно реализованы проекты Елены Леоненковой и Галины Сидоровой: «Серебряный век в Царском Селе: загадки города муз» и «Старая Гатчина. Дома и судьбы». Оба проекта открывают в известных всем пригородах Петербурга «второй и третий планы», рассказывая об известных и не очень жителях, раскрывая через судьбы людей и истории домов жизнь России XIX-XX веков.

Игорь Воеводский о проекте «Туристическая витрина Санкт-Петербурга» 15

Порадовал проект Михаила Юшева «Последний день Александра II». Тщательно изученный и отобранный материал: мемуары, докладные записки, письма дали автору возможность показать роковой ход событий 1 марта 1881 года. Показать, как быстро меняются оценки того или иного исторического события. Как тихоня становится убийцей, дочь чиновника высокого уровня – террористкой, а самый демократичный император – жертвой. Имеющий театральное образование Михаил, даже выступая последним в тот день, произвел сильное впечатления.

Хочется также отметить проекты Юлии Юдиной, Юлии Ревы, Анны Рудой.

Безусловно, я выбрал те проекты, что ближе мне. Кого-то из экспертов больше привлекла барно-гастрономическая или какая-то другая более развлекательная тематика. Вероятно, они тоже выскажут своё мнение.

*Позиция редакции может не совпадать с мнением авторов.

Об авторе

Игорь Воеводский — создатель и бессменный директор Агентства путешествий «ЭКЛЕКТИКА», главный редактор Петербургского детского исторического журнала «АВТОБУС». Водил экскурсии для Тонино Гуэрры и Бенни Андерссона, министров России и стран Европы, известнейших российских киноактеров. До пандемии водил туры по всей Европе, а сейчас расширил географию своих туров по России. Первым в Петербурге стал указывать в рекламе экскурсий фамилию и имя экскурсовода.

Игорь Воеводский о проекте «Туристическая витрина Санкт-Петербурга» 17

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также

Удивлению нет предела в музее «Русский Левша» 25

Удивлению нет предела в музее «Русский Левша»

В рамках проекта «Пятничный вечер с РСТ» Российский союз туриндустрии на Северо-Западе и музей микроминиатюры …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *